Компьютер как универсальное устройство для работы. Персональный компьютер компьютер как универсальное устройство для работы

Компьютер как универсальное устройство для работы. Персональный компьютер компьютер как универсальное устройство для работы

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Назначение и устройство компьютера

Что общего между компьютером и человеком

Для информатики компьютер - это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу с его помощью можно выполнять, какие для этого существуют программные средства.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека, т. е. работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек "подглядел" в природе.

Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов.

Русский ученый Н. Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Можно сказать, что Леонардо да Винчи и Жуковский "списывали" свои летающие машины с птиц.

А есть ли в природе прототип у компьютера? Да! Таким прототипом является сам человек. Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека.

По своему назначению компьютер - универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

По принципам устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.

Какие устройства входят в состав компьютера. Имеются четыре основные составляющие информационной функции человека:

    прием (ввод) информации;
    запоминание информации (сохранение в памяти);
    процесс мышления (обработка информации);
    передача (вывод) информации.

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:

    устройства ввода;
    устройства запоминания - память;
    устройство обработки - процессор;
    устройства вывода.

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода - экран дисплея или принтер (устройство печати) (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Информационный обмен в компьютере

Что такое данные и программа. И все-таки нельзя отождествлять "ум компьютера" с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

В памяти компьютера хранятся данные и программы.

Данные - это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме. Немного позже вы познакомитесь со способами представления данных в компьютерной памяти.

Программа - это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.

Если информация для человека - это знания, которыми он обладает, то информация для компьютера - это данные и программы, хранящиеся в памяти. Данные - это "декларативные знания", программы - "процедурные знания компьютера".

Принципы фон Неймана. В 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом были сформулированы основные принципы устройства и работы ЭВМ. Первый из этих принципов определяет состав устройств ЭВМ и способы их информационного взаимодействия. Об этом говорилось выше. С другими принципами фон Неймана вам еще предстоит познакомиться.

Вопросы и задания

    1. Какие возможности человека воспроизводит компьютер?
    2. Перечислите основные устройства, входящие в состав компьютера. Какое назначение каждого из них?
    3. Опишите процесс обмена информацией между устройствами компьютера.
    4. Что такое компьютерная программа?
    6. Чем отличаются данные от программы?

Компьютерная память

Внутренняя и внешняя память. Работая с информацией, человек пользуется не только своими знаниями, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. В главе 1 "Человек и информация" ныло отмечено, что информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забыть, а записи сохраняются надежнее.

У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память.

Внутренняя память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении компьютера от сети информация из оперативной памяти исчезает. Программа во время ее выполнения хранится во внутренней памяти компьютера. Сформулированное правило относится к принципам Неймана. Его называют принципом хранимой программы.

Внешняя память - это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.

На рис. 2.3 показана схема устройства компьютера с учетом двух видов памяти. Стрелки указывают направления информационного обмена.

Наименьший элемент памяти компьютера называется битом памяти. На рис. 2.4 каждая клетка изображает бит. Вы видите, что у слова "бит" есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Покажем, как связаны между собой эти понятия.

В каждом бите памяти может храниться в данный момент одно из двух значений: нуль или единица. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой .

Данные и программы в памяти компьютера хранятся в виде двоичного кода.

Один символ двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.

В одном бите памяти содержится один бит информации.

Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера - дискретность . Дискретные объекты составлены из отдельных частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. "Песчинками" компьютерной памяти являются биты.

Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, I одном байте памяти хранится один байт информации.

Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.

Порядковый номер байта называется его адресом.

Принцип адресуемости означает, что:

Запись информации в память, а также чтение ее из памяти производится по адресам.

Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается процессор к внутренней памяти компьютера.

В современных компьютерах имеется еще один вид внутренней памяти, который называется постоянным запоминающим устройством - ПЗУ. Это энергонезависимая память, информация из которой может только читаться.

Носители и устройства внешней памяти. Устройства внешней памяти - это устройства чтения и записи информации на внешние носители. Информация на внешних носителях хранится в виде файлов. Что это такое, подробнее вы узнаете позже.

Важнейшими устройствами внешней памяти на современных компьютерах являются накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы .

Кто не знает, что такое магнитофон? На магнитофон мы привыкли записывать речь, музыку, а затем прослушивать записи. Звук записывается на дорожках магнитной ленты с помощью магнитной головки. С помощью этого же устройства магнитная запись снова превращается в звук.

НМД действует аналогично магнитофону. На дорожки диска записывается все тот же двоичный код: намагниченный участок - единица, ненамагниченный - нуль. При чтении с диска эта запись превращается в нули и единицы в битах внутренней памяти.

К магнитной поверхности диска подводится записывающая головка (рис. 2.5), которая может перемещаться по радиусу. Во время работы НМД диск вращается. В каждом фиксированном положении головка взаимодействует с круговой дорожкой. На эти концентрические дорожки и производится запись двоичной информации.

Рис. 2.5. Дисковод и магнитный диск

Другим видом внешних носителей являются оптические диски (другое их название - лазерные диски). На них используется не магнитный, а оптико-механический способ записи и чтения информации.

Сначала появились лазерные диски, на которые информация записывается только один раз. Стереть или перезаписать ее невозможно. Такие диски называются CD-ROM - Compact Disk-Read Only Memory, что в переводе значит "компактный диск - только для чтения". Позже были изобретены перезаписываемые лазерные диски - CD-RW. На них, как и на магнитных носителях, хранимую информацию можно стирать и записывать заново.

Носители, которые пользователь может извлекать из дисковода, называют сменными.

Наибольшей информационной емкостью из сменных носителей обладают лазерные диски типа DVD-ROM - видеодиски. Объем информации, хранящейся на них, может достигать десятков гигабайтов. На видеодисках записываются полноформатные видеофильмы, которые можно просматривать с помощью компьютера, как по телевизору.

Вопросы и задания

1. Постарайтесь объяснить, зачем компьютеру нужны два вида памяти: внутренняя и внешняя.
2. Что такое "принцип хранимой программы"?
3. В чем заключается свойство дискретности внутренней памяти ЭВМ?
4. Какие два значения имеет слово "бит"? Как они связаны между собой?
5. В чем заключается свойство адресуемости внутренней памяти ЭВМ?
6. Назовите устройства внешней памяти ЭВМ.
7. Какие типы оптических дисков вы знаете?

Как устроен персональный компьютер (ПК)

Что такое ПК. Современные ЭВМ бывают самыми разными: от больших, занимающих целый зал, до маленьких, помещающихся на столе, в портфеле и даже в кармане. Разные ЭВМ используются для разных целей. Сегодня самым массовым видом ЭВМ являются персональные компьютеры. Персональные компьютеры (ПК) предназначены для личного (персонального) использования.

Несмотря на разнообразие моделей ПК, в их устройстве существует много общего. Об этих общих свойствах и пойдет сейчас речь.

Основные устройства ПК. Основной "деталью" персонального компьютера является микропроцессор (МП). Это миниатюрная электронная схема, созданная путем очень сложной технологии, выполняющая функцию процессора ЭВМ.

Персональный компьютер представляет собой набор взаимосвязанных устройств. Главным в этом наборе является системный блок . В системном блоке находится "мозг" машины: микропроцессор и внутренняя память. Там же помещаются: блок электропитания, дисководы, контроллеры внешних устройств. Системный блок снабжен внутренним вентилятором для охлаждения.

Системный блок обычно помещен в металлический корпус, с наружной стороны которого имеются: клавиша включения электропитания, щели для установки сменных дисков и дисковые устройства, разъемы для подключения внешних устройств.

К системному блоку подключены клавишное устройство (клавиатура), монитор (другое название - дисплей) и мышь (манипулятор). Иногда используются другие типы манипуляторов: джойстик, трекбол и пр. Дополнительно к ПК могут быть подключены: принтер (устройство печати), модем (для выхода на телефонную линию связи) и другие устройства (рис. 2.6).

На рис. 2.6 показана настольная модель ПК. Кроме того, существуют портативные модели (ноутбуки) и карманные компьютеры.

Все устройства ПК, кроме процессора и внутренней памяти, называются внешними устройствами . Каждое внешнее устройство взаимодействует с процессором ПК через специальный блок, который называется контроллером (от английского "controller" - "контролер", "управляющий"). Существуют контроллер дисковода, контроллер монитора, контроллер принтера и др. (рис. 2.7).

Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Принцип, по которому организована информационная связь между процессором, оперативной памятью и внешними устройствами, похож на принцип телефонной связи. Процессор через многопроводную линию, которая называется магистралью (другое название - шина ), связывается с другими устройствами (рис. 2.8).

Подобно тому как каждый абонент телефонной сети имеет свой номер, каждое подключаемое к ПК внешнее устройство также получает номер, который выполняет роль адреса этого устройства. Информация, передаваемая внешнему устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер. В данной аналогии контроллер подобен телефонному аппарату, который преобразует электрический сигнал, идущий по проводам, в звук, когда вы слушаете телефон, и преобразует звук в электрический сигнал, когда вы говорите.

Магистраль - это кабель, состоящий из множества проводов. Характерная организация магистрали такая: по одной группе проводов (шина данных ) передается обрабатываемая информация, по другой (шина адреса ) - адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор. Есть еще третья часть магистрали - шина управления ; по ней передаются управляющие сигналы (например, проверка готовности устройства к работе, сигнал к началу работы устройства и др.).

Вопросы и задания

    1. Назовите минимальный комплект устройств, составляющих персональный компьютер.
    2. Какие устройства входят в состав системного блока?
    3. Что такое контроллер? Какую функцию он выполняет?
    4. Как физически соединены между собой различные устройства ПК?
    5. Как информация, передаваемая по шине, попадает на нужное устройство?

Основные характеристики персонального компьютера

Все чаще персональные компьютеры используются не только на производстве и в учебных заведениях, но и в домашних условиях. Их можно купить в магазине так же, как покупают телевизоры, видеомагнитофоны и другую бытовую технику. При покупке любого товара желательно знать его основные характеристики, для того, чтобы приобрести именно то, что вам нужно. Такие основные характеристики есть и у ПК.

Характеристики микропроцессора. Существуют различные модели микропроцессоров, выпускаемые разными фирмами. Основными характеристиками МП являются тактовая частота и разрядность процессора.

Режим работы микропроцессора задается микросхемой, которая называется генератором тактовой частоты . Это своеобразный метроном внутри компьютера. На выполнение процессором каждой операции отводится определенное количество тактов. Ясно, что если метроном "стучит" быстрее, то и процессор работает быстрее. Тактовая частота измеряется в мегагерцах - МГц. Частота в 1 МГц соответствует миллиону тактов в одну секунду. Вот некоторые характерные тактовые частоты микропроцессоров: 600 МГц, 800 МГц, 1000 МГц. Последняя величина называется гигагерцем - ГГц. Современные модели микропроцессоров работают с тактовыми частотами в несколько гигагерц.

Следующая характеристика - разрядность процессора. Разрядностью называют максимальную длину двоичного кода, который может обрабатываться или передаваться процессором целиком. Разрядность процессоров на первых моделях ПК была равна 8 битам. Затем появились 16-разрядные процессоры. На современных ПК чаще всего используются 32-разрядные процессоры. Наиболее высокопроизводительные машины имеют процессоры с разрядностью 64 бита.

Объем внутренней (оперативной) памяти. Про память компьютера мы уже говорили. Она делится на оперативную (внутреннюю) память и долговременную (внешнюю) память. Производительность машины очень сильно зависит от объема внутренней памяти. Если для работы каких-то программ не хватает внутренней памяти, то компьютер начинает переносить часть данных во внешнюю память, что резко снижает его производительность. Скорость чтения/записи данных в оперативную память на несколько порядков выше, чем во внешнюю.

Объем оперативной памяти влияет на производительность компьютера. Современные программы требуют оперативной памяти объемом в десятки и сотни мегабайтов.

Для хорошей работы современных программ требуется оперативная память в сотни мегабайтов: 128 Мб, 256 Мб и более.

Характеристики устройств внешней памяти. Устройства внешней памяти - это накопители на магнитных и оптических дисках. Встроенные в системном блоке магнитные диски называются жесткими дисками, или винчестерами. Это очень важная часть компьютера, поскольку именно здесь хранятся все необходимые для работы компьютера программы. Чтение/запись на жесткий диск производится быстрее, чем на все другие виды внешних носителей, но все-таки медленнее, чем в оперативную память. Чем больше объем жесткого диска, тем лучше. На современных ПК устанавливают жесткие диски, объем которых измеряется и гигабайтах: десятки и сотни гигабайтов. Покупая компьютер, вы приобретаете и необходимый набор программ на жестком диске. Обычно покупатель сам заказывает состав программного обеспечения компьютера.

Все остальные носители внешней памяти - сменные, г. е. их можно вставлять в дисковод и доставать из дисковода. К ним относятся гибкие магнитные диски - дискеты и оптические диски - CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM. Стандартная дискета вмещает 1,4 Мб информации. Дискеты удобны для длительного хранения программ и данных, а также для переноса информации с одного компьютера на другой.

В последнее время на смену гибким дискам как основному средству переноса информации с одного компьютера на другой приходит флэш-память. Флэш-память - это электронное устройство внешней памяти, используемое для чтения и записи информации в файловом формате. Флэш-память, как и диски, - энергонезависимое устройство. Однако, по сравнению с дисками, флэш-память обладает гораздо большим информационным объемом (сотни и тысячи мегабайтов). А скорость чтения и записи данных на флэш-носителе приближается к скорости работы оперативной памяти.

Практически обязательной составляющей комплекта ПК стали дисководы для CD-ROM. Современное программное обеспечение распространяется именно на этих носителях. Вместимость CD-ROM исчисляется сотнями мегабайтов (стандартный объем - 700 Мб).

DVD-дисководы вы можете приобретать по собственному желанию. Объем данных на дисках этого типа исчисляется гигабайтами (4,7 Гб, 8,5 Гб, 17 Гб). Часто на DVD-дисках записываются видеофильмы. Время их воспроизведения достигает 8 часов. Это 4-5 полноформатных фильмов. Пишущие оптические дисководы позволяют производить запись и перезапись информации на CD-RW и DVD-RW. Постоянное снижение цен на перечисленные виды устройств переводит их из категории "предметов роскоши" в общедоступные.

Все остальные типы устройств относятся к числу устройств ввода/вывода. Обязательными из них являются клавиатура, монитор и манипулятор (обычно - мышь). Дополнительные устройства: принтер, модем, сканер, звуковая система и некоторые другие. Выбор этих устройств зависит от потребностей и финансовых возможностей покупателя. Всегда можно найти источники справочной информации о моделях таких устройств и их эксплуатационных свойствах.

Вопросы и задания

    1. От каких характеристик компьютера зависит его производительность?
    2. Информационный объем какого порядка имеют: гибкие диски, винчестеры, CD-ROM, DVD-ROM?
    3. Какие устройства памяти являются встроенными, какие - сменными?
    4. Какие устройства ввода/вывода являются обязательными для ПК, какие - дополнительными?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное профессиональноЕ образовательное автономное учреждение

«Кумёнский аграрно-технологический техникум»

Методическая разработка открытого урока

по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

«Информатика и ИКТ»

по теме

« Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Методическая тема урока

«Использование технологии развития критического мышления

при проведении уроков информатики»

Разработку подготовила:

Г.П. Жаренова,

преподаватель КОГПОАУ КАТТ,

Пгт. Кумёны

Открытый урок по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»

Методическая тема урока «Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики»

Преподаватель : Жаренова Галина Петровна, преподаватель КОГПОАУ КАТТ, высшая квалификационная категория.

Аудитория : студенты 1 курса Кумёнского аграрно-технологического техникума, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» (разработка урока может использоваться при повторении и обобщении материала в 9 классе общеобразовательной школы).

Цель применения ТРКМ на уроке:

Формирование у студентов способности к критическому осмыслению и обобщению информации, умению анализировать учебный материал и делать выводы; способности высказывать свои идеи независимо от других людей, давать оценки,

Развивать умение связно и логично излагатьсвои мысли;

Совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы.

Тема урока «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления, обобщения и закрепления учебной информации по разделу 3 «Средства информационных и коммуникационных технологий».

Цели урока по содержанию:

- обучающая: способствовать формированию представленияо компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

- развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать информацию, делать выводы.

- воспитательная: способствовать формированию умения работать в группе, способности высказывать своё мнение.

Оборудование и оснащение урока:

Компьютеры с подключением к интернет-сети,

Проектор,

Интерактивная доска,

Презентация,

Лото «Устройство системного блока».

Тип урока : урок обобщения, закрепления, контроля и коррекции знаний.

Формируемые ОК : ОК1-ОК9

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Структур-ный элемент урока

    1. Деятельность преподавателя
    1. Деятельность студентов

Планируемые результаты

    1. УУД, формирующиеся на данном этапе
    1. Организационный момент

Приветствует студентов;

Принимает рапорт;

Фиксирует отсутствующих;

проверяет готовность к уроку;

Напоминает о правилах поведения в кабинете и технике безопасности при работе с компьютером,

Напоминает об общих компетенциях специалиста

Приветствуют преподавателя;

Проверяют готовность к уроку рабочих мест.

Организовать студентов.

Проверить готовность к уроку.

Настроить на успешную работу

1) Регулятивные:

Волевая саморегуляция;

2) Личностные:

Смыслообразование

(Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с

преподавателем и

со сверстниками.

Целеполагание и мотивация

Предлагает вместе сформулировать тему урока. Для этого выводит на экран слайд с определением и предлагает ответить, о чём идёт речь? Определение: универсальное электронное программируемое устройство для обработки, хранения и передачи информации.

Предлагает более подробно определить тему урока, для этого выбрать из определения основные понятия, касающиеся технического устройства ПК. Предлагает всем вместе сформулировать тему урока.

Предлагает подумать, а зачем знать устройство ПК, если практически любой современный человек имеет простейшие навыки пользователя ПК, т.е. умеет включать компьютер, искать информацию в интернете, печатать текстовые документы, играть в компьютерные игры? Хвалит студентов за правильное формулирование мотива деятельности на уроке.

Предлагает сформулировать цель урока.

Предлагают свои варианты ответов, называют правильный ответ - компьютер.

Называют понятия, определяют основные: универсальное, устройство, работа с информацией. Формулируют тему урока «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Предлагают свои варианты ответов, придумывают сами проблемные ситуации, когда нужно знать устройство ПК (например, ПК «завис» или не включается), приходят к мнению, что знать ПК нужно, чтобы в различных ситуациях можно было определить, в чём проблема, и устранить мелкие неполадки, не дожидаясь специалиста.

Формулируют цель: обобщить знания о принципах работы и назначении устройств ПК.

Сформулиро-вать цель урока.

Мотивировать студентов на размышление о необходимости знания материала по данной теме в жизни и профессиональной деятельности человека

1) Регулятивные:

Целеполагание как

постановка учебной

Планирование,

Прогнозирование.

2) Познавательные:

Умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы,

умение осознанно и

произвольно строить

речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач.

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить информацию об устройствах ПК, а для этого ответить на вопросы игры «Верю - не верю». Объясняет правила игры («верю» поднимаем зелёную табличку, «не верю» - красную). Выводит вопросы на экран (вопросы игры см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

Называет студентов, которые дали большинство правильных ответов, затем предлагает усложнить задачу, для этого выполнить задание под названием «Найди лишнее» (задания см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слушают объяснения преподавателя, затем отвечают на вопросы.

Предлагают свои мотивированные ответы на вопросы.

Выполняют задание, называют лишнее устройство («тонкий» ответ) и почему именно оно является лишним («толстый» ответ)

Актуализиро-вать знания по теме

1) Познавательные:

Общеучебные умения

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

2) Логические:

Анализ, сравнение, синтез.

Осознание, осмысление и обобщение материала

Предлагает вернуться к определению компьютера и составить кластер. Объясняет понятие «кластер», приводит примеры, ограничивает время выполнения задания - 10 минут. Предлагает работать в микрогруппах - в парах.

Проверяет в течении 10 минут ход составления кластеров в микрогруппах, затем собирает листы с выполненным заданием для проверки.

Предлагает отдохнуть и выполнить упражнения весёлой физкультминутки с сайта https://videouroki.net/

Слушают объяснения учителя, затем приступают к выполнению задания.

Сдают выполненное задание преподавателю.

Выполняют упражнения

Обобщить изученный ранее материал в виде кластера

1) Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества

2) Познавательные:

Поиск и выделение

необходимой информации

Смысловое чтение

Построение логической

цепи рассуждения

Закрепление материала, практическое применение усвоенных знаний

Предлагает выполнить задание «Лото «Устройство системного блока» в группах по 4 человека, раздаёт карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Предлагает для проверки задания показать его выполнение на интерактивной доске и проверить совместно

Выполняют задание

Одна из групп показывает выполненное задание на интерактивной доске, затем вместе все группы обсуждают правильность его выполнения

Применить на практике (в виде игры) материал по теме

1) Регулятивные:

Контроль и коррекция в

форме сравнения способа

действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

Умение осознанно и

произвольно строить

высказывания

Контроль ЗУН

Предлагает выполнить онлайн тест. Объясняет, что задание дифференцированное, т.е. если студент считает, что он усвоил весь материал, то выполняет более сложный тест «Основные устройства ПК», состоящий из 14 вопросов. Если студент сомневается в своих возможностях, то выполняет более простой тест «Устройство ПК», состоящий из 10 вопросов.

Напоминает о технике безопасности при работе за компьютером и предлагает выполнить тест, а затем посмотреть результат и сообщить его преподавателю.

Слушают объяснения преподавателя, определяют, какой тест будут выполнять, включают компьютеры и выполняют самостоятельно задание, переходя на сайт по ссылке http://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/8class

После выполнения теста сообщают результат преподавателю.

Проверить степень усвоения знаний по теме

1) Регулятивные:

Контроль и коррекция

в форме сравнения способа

действия и его результата

с заданным эталоном.

2) Познавательные:

Умение осознанно и

произвольно строить

высказывания

Домашнее задание

Предлагает выполнить самостоятельную работу по теме «Безопасность компьютера. ПК - друг или враг?». Форму выполнения студент выбирает самостоятельно (реферат, устное сообщение, презентация, видеоролик)

Записывают домашнее задание

Домашнее задание позволит расширить знания о компьютере и его безопасном использовании

1) Познавательные:

Умение структурировать

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия

Подводит итоги урока, называет оценки, предлагает определить, выполнена ли цель урока, а затем выполнить упражнение «Рюкзак». Для этого передавать друг другу рюкзак и отвечать на вопросы на экране:

Мне больше всего удалось...

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одногруппников за...

Меня удивило…

Для меня было открытием, что...

На мой взгляд, мне не удалось…, потому что…

На будущее я учту

Определяют, выполнена ли цель урока;

Оценивают свою работу;

Участвуют в выполнении упражнения «Рюкзак».

Выяснить, как студенты оценивают своё участие в работе группы на уроке.

1) Коммуникативные:

Умение выражать свои

Оценивание качества

своей и общей учебной

деятельности

2) Познавательные:

Оценка процессов и

результатов деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стадия «Вызов» - игра «Верю - не верю»

Верите ли вы, что…

…первая ЭВМ была создана для обработки текстовой информации? (Ответ: Нет, первые ЭВМ обрабатывали числовую информацию)

Персональный компьютер состоит из модулей, соединённых магистралями? (Ответ: Да, в основу архитектуры ПК положен магистрально-модульный принцип).

В базовый (минимальный) набор компьютера входит 4 модуля. Назовите их. (Ответ: Да, это монитор, системный блок, клавиатура, мышь).

Монитор - это основной модуль компьютера? (Ответ: Нет, основным модулем ПК является системный блок).

…сканер - это устройство вывода информации? (Ответ: Нет, сканер - это устройство ввода информации с бумаги).

Мышь - это устройство ввода информации манипуляторного типа? (Ответ: Да).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАЙДИ ЛИШНЕЕ:

ЛОТО «Устройство системного блока»

Устройство, которое обрабатывает

информацию

Устройство, к которому подсоединяют остальные устройства

Устройство для долговременного хранения информации

ВВЕДЕНИЕ

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Наше настоящее время характеризуется высоким темпом жизни человека, постоянной изменчивостью окружающего мира, всепоглощающим и повсеместным применением информационных технологий во всех сферах деятельности. Трудно недооценить роль фундаментального образования, направленного на формирование личности, способной жить в этих условиях, готовой постоянно осваивать новые технологии.

Информатика, как естественнонаучная дисциплина имеет очень большое значение в достижении целей школьного образования. Освоенные обучающимися на базе информатики знания, находят свое применение при изучении других предметных областей, а так же в реальных жизненных ситуациях.

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», изучаемая в 7 классе школьного курса информатики имеет большое практическое значение. У учащихся должно сформироваться представление об основных компонентах компьютера, их функциях, о том, что компьютер это универсальное устройство обработки информации.

Целью работы является разработка тематического планирования по указанной выше теме курса информатики в соответствии с требованиями ФГОС. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определение структуры тематического планирования, определение места и роли раздела в общем курсе информатики, изучение основных элементов содержания темы, определение планируемых результатов изучения темы: предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, разработка практических заданий по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС.

ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.

Раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» изучается в 7 классе после знакомства учащихся с темой «Информация и информационные процессы». В разработанном тематическом планировании общее количество часов по рассматриваемой теме равно 7 часам. Планирование идет согласно структуре изложения материала в учебнике «Информатика 7» авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю . Результатом работы по данной теме стала разработка практического задания к уроку «Файлы и файловые структуры» в контексте ФГОС [Приложение].

Изложение содержания темы урока идет следующим образом: организационный момент, затем осуществляется проверка изученного материала по вопросам к §2.3; визуальная проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради, определение цели и темы урока. В процессе и зучения нового материала учащимся можно рекомендовать организацию просмотра анимации «Файлы и папки». Материал урока можно излагать с использованием презентации «Файлы и файловые структуры» из электронного приложения к учебнику . По ходу рассмотрения содержания урока рекомендуется выполнять задания из рабочей тетради . Разработанную практическую работу нужно предложить на этапе з акрепление нового материала . После чего урок заканчивается этапом контроля и рефлексии.

Суть практической работы за компьютером состоит в следующем: учащимся предлагается по данному образцу построить файловую структуру, затем «разложить» несколько файлов с именами 1, 2 и т.д., исходя из их содержания по созданным папкам. Папки имеют соответствующие имена. Для этого нужно определить место каждого файла, то есть, в какую папку его необходимо поместить. Файлы с расширением JPEG представляют собой картинки, тематика взята из содержания параграфов 2.1-2.3 ранее изученных учащимися. Например, файлы №4 и №5, в которых описывается внешняя и внутренняя память компьютера, учащиеся должны поместить в папку с названием «Компьютерная память», а файл №11 о сервисных программах - в папку «Системное программное обеспечение». В результате выполнения данной работы учащиеся научатся создавать дерево каталогов, удалять, копировать и перемещать файлы.

Таким образом, кроме закрепления навыков работы с файлами и файловой структурой, происходит актуализаций знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, а именно об основных компонентах компьютера, его устройстве, и программном обеспечении компьютера.

2 .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

Номер урока

Тема урока

Планируемые результаты

Параграф учебника

Предметные

Метапредметные и личностные

11.

Основные компоненты компьютера и их функции.

Учащиеся научатся анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое мнение.

Личностные: оценивают важность образования и познания нового.

§ 2.1

12.

Персональный компьютер.

Учатся называть элементы внутреннего и внешнего устройства компьютера.

Познавательные: планируют собственную деятельность.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§ 2.2

13.

Программное обеспечение компьютера.

Учащиеся изучают состав программного обеспечения компьютера, основные характеристики операционной системы.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, используют модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, строят высказывания и суждения.

Личностные: вырабатывают уважительное отношение к точке зрения другого человека.

§ 2.3

14.

Файлы и файловые структуры. Практическая работа.

Учатся выполнять основные операции с файлами и папками.

Познавательные: находят достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач, распознают различные системы, выделяют существенные признаки.

Регулятивные: определяют цель, проблему, работают по плану, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: принимают собственные решения и высказывают предположения, слушают аргументацию друг друга.

Личностные: идут на взаимные уступки в различных ситуациях учебного процесса.

§ 2.4

15.

Пользовательский интерфейс.

Определяют понятие пользовательский интерфейс, называют основные элементы графического интерфейса.

Познавательные: самостоятельно формируют познавательные цели, проводят поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом в учебной деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.5

16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Учатся определять основные понятия темы, работать с учебником.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении поставленных проблем.

Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.1- § 2.5

17.

Контрольная работа №2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Учащиеся вырабатывают навыки работы с текстовыми материалами, учатся находить правильный ответ на поставленный вопрос.

Познавательные: структурируют свои знания.

Регулятивные: выстраивают работу по плану, проявляют настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные: проявляют инициативу в поиске и решении проблем.

Личностные: понимают необходимость образования, оценки знаний и определяют свою личную позицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемое тематическое планирование и практическая работа в составе одного из уроков соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В результате применения данного планирования у учащихся формируются универсальные учебные действия, а именно: Л ичностные УУД: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

    Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

    Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php

Презентация урока по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для 8 класса. В разработку входит краткий план урока, презентация для объяснения и первичного закрепления нового материала, задания к уроку "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для закрепления материала в классе и выполнения домашнего задания.

Основные понятия урока:

Компьютер,

Процессор,

Устройства ввода информации,

Устройства вывода информации.

Основным учебником является учебник Семакина, но для изчения темы удобнее исользовать презентацию к уроку и материалы тетради с печатной основой по программе Босовой.

Просмотр содержимого документа
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА И ИХ ФУНКЦИИ

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Ключевые слова

  • компьютер
  • процессор
  • память
  • устройства ввода информации
  • устройства вывода информации

Компьютер

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Универсальным устройством компьютер называют потому, что он может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.


Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки.

Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода.

Информация

Принцип кодирования

Натуральные числа

Слова

Остатки от деления на 2

5: 2 = 2 ост. 1

2: 2 = 1 ост. 0

1: 2 = 0 ост. 1

Двоичный код

Кодировочная таблица

a 11100001

b 11100010

i 11101001

t 11110100

Чёрно-белое изображение

Разбиение изображения на отдельные точки

11100001 11101001 11110100

00000000 1111111 00000000

00000001 1111111 10000000

00000011 1111111 11000000


Программный принцип работы компьютера

Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой – последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Программно управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нём программ.


Разнообразие современных компьютеров

Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.


Устройства компьютера и их функции

Функции, выполняемые устройствами компьютера, подобны функциям мыслящего человека.

хранение информации

Устройства памяти

Процессор

Устройства ввода

Устройства вывода

обработка информации

приём информации

передача информации


Схема информационных потоков

Устройства ввода

Внутренняя

память

Внешняя

память

Устройства вывода

Процессор

Процессор компьютера

Внутренняя память компьютера

Оперативная память

Постоянная память

Процессор QAX

Процессор Intel


Внешняя память компьютера

Стримеры

Магнитная память

Дисководы

НГМД

НМЖД

Оптическая память

USB Card

Карта

памяти

Электронная память

Flash Drive

USB Накопители



Самое главное

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Любой компьютер состоит из:

  • процессора
  • памяти
  • устройств ввода и вывода информации.

Функции, выполняемые этими устройствами, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека.


Вопросы и задания

В чём суть программного принципа работы компьютера?

Какие возможности человека воспроизводит компьютер?

Расставьте подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон Неймана.

Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

Перечислите основные виды устройств, входящих в состав компьютера.

Для чего предназначен процессор?

Внесите в схему информационных потоков в компьютере недостающие надписи:

Что такое двоичные данные?

Что такое компьютерная программа?

Внешняя

память

Внутренняя

память


Опорный конспект

Компьютер – универсальное электронное программно

управляемое устройство для работы с информацией.

Компьютер

Устройства

хранения

Устройство

обработки

Устройства

ввода и вывода

Магнитная

память

Процессор

Клавиатура

Оптическая

память

Монитор

Принтер

Электронная

память